"Взрывной" ребенок: новый взгляд на воспитание

Многие дети кажутся счастливыми, послушными и готовыми помогать, пока они получают то, что хотят. Это длится ровно до тех пор, пока ребенка все устраивает. Иногда родители могут даже не подозревать о другой стороне личности своего ребенка.

Несмотря на то, что родителей беспокоит и раздражает такое поведение, оно вполне нормально для второго года жизни ребенка. Однако, если ребенок не пройдет эту стадию развития или, наоборот, если его поведение с возрастом ухудшится, он может стать упрямым и вспыльчивым, иными словами, проявлять «взрывное» поведение.

Нет единых признаков «взрывного» поведения у детей. Чаще всего психологи выделяют 2 основных признака: плохая способность переносить фрустрацию и высокий уровень упрямства. Но и эти характеристики могут проявляться у детей по-разному.

Некоторые дети могут проявлять вспыльчивость много раз в день, некоторые - всего 1-2 раза в неделю. У некоторых детей данное поведение проявляется только при определенных обстоятельствах (например, в школе или дома), в некоторых - где угодно. Когда ребенок чувствует фрустрацию, он может кричать, ругаться или проявлять агрессию, эти модели поведения в нем могут сочетаться. Неконтролируемое поведение «взрывных» детей является реакцией на чувство беспомощности. И поэтому ребенку становится трудно находить общий язык с теми, кто его окружает.

При воспитании такого ребенка родители и педагоги используют проверенные методы, но они не работают. Почему?

Если родители поощряют позитивное поведение ребенка и игнорируют плохое, это помогает улучшить поведение. Однако при этом не учитываются случаи, когда родители не реагируют на хорошее поведение ребенка, поскольку воспринимают его как должное. Вместо этого они обращают внимание на плохое поведение, пытаясь его исправить. Таким образом, они не признают положительное поведение ребенка и усиливают плохое.

Метод последствий основан на следующих принципах:

  • понятные короткие указания помогают ребенку лучше понять, какого поведения от него ожидают родители;
  • правильное использование последствий (поощрений и наказаний включительно) учит ребенка соблюдать родительские указания;
  • последовательность в действиях родителей учит ребенка тому, что они не откажутся от своих правил, даже если он будет впадать в истерику.

Эти принципы в целом эффективны, и родители могут их использовать в воспитании детей. Но если ребенок не может справиться со своим поведением, когда не получает желаемого или когда он чувствует сильную фрустрацию, то не видит ситуации в целом. В таких случаях ребенок не намеренно проявляет упрямство - он ​​просто не в состоянии понять, что вы пытаетесь изменить его поведение.

Последствия эффективны для того, чтобы научить ребенка приемлемому поведению и мотивировать ребенка вести себя по-другому. Однако большинство детей и без этого хорошо понимают, какого поведения от них ждут. Нет необходимости учить этому детей еще раз. Кроме того, дети не хотят постоянно терять контроль над своими эмоциями или действиями или постоянно чувствовать фрустрацию. Иными словами, дети уже заинтересованы в том, чтобы изменить свое поведение, просто не знают, как это сделать. Суть не в том, чтобы установить эффективные последствия - никакие последствия не заставят ребенка отказаться от своих целей и принять ваши.

Указанные особенности касаются не только «взрывных» детей. При определенных обстоятельствах каждый ребенок может испытывать сильные негативные эмоции. И если ребенок не может с ними справиться - никакие поощрения или наказания не помогут.

Часто мы требуем от детей того, чего они физически не могут. Мы ожидаем от них того, на что они не способны и потом наказываем за это. Как следствие - у ребенка накапливается злость, вражда и он впадает в фрустрацию.

Почему последствия неэффективны для «взрывных» детей?

По своему определению, последствия наступают после поступка. Они не помогут изменить поведение ребенка в будущем, если ему не объяснить, почему он получил те или иные последствия в прошлый раз. Последствия также должны быть достаточно весомыми, чтобы ребенок захотел изменить свое поведение. Когда ребенок быстро подвергается фрустрации, он теряет способность мыслить четко. Его поведение является реакцией на негативные эмоции.

 

Когда ребенок не может справиться с фрустрацией, он не может разумно оценить свое поведение. Кроме того, он не может предсказать последствий своего плохого поведения. Если родители в этот момент делают замечания, фрустрация усиливается. Поэтому ребенок не понимает, что родители ожидают от него выполнения указаний. В таких ситуациях практически невозможно установить связь между соблюдением правил и положительными последствиями и, наоборот, между плохим поведением и негативными последствиями.

«Взрывные» дети плохо умеют сосредотачиваться и предусматривать наказание, с которым они сталкивались в подобных случаях раньше. Они не умеют учиться на собственном опыте и замечать связь между своим поведением и реакцией родителей.

Как снизить фрустрацию ребенка и контролировать вспышки эмоций?

Чтобы помочь ребенку справиться со своим поведением и предотвратить вспышки эмоций, нужно переместить акцент с последствий на ранние признаки плохого поведения. Хотя вам может показаться, что вспышки эмоций возникают ниоткуда, на самом деле это не так. Есть события или определенные факторы, которые предвещают вспышки или способствуют ему. Родителям нужно научиться распознавать эти ранние признаки. Это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь ребенку. Вам нужно поймать момент, когда ребенок начинает чувствовать фрустрацию. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок не может ясно мыслить (об этом могут свидетельствовать невнятная речь, небольшая несогласованность и нерациональность в действиях). В этот момент вы еще можете убедить ребенка пойти на компромисс или изменить свое поведение. Чтобы предотвратить вспышки эмоций и скорректировать поведение ребенка на ранних стадиях, вы можете использовать следующие стратегии:

  • проявляйте сочувствие. Постарайтесь понять, какие события или ситуации огорчают вашего ребенка. Когда вы чувствуете, что вспышка эмоций может скоро начаться, покажите, что вы обеспокоены тем, что ребенок испытывает трудности. Помогите ему назвать и выразить чувства;
  • отвлекайте ребенка. Используйте юмор, чтобы снять напряжение или перевести внимание ребенка на более приятную для нее деятельность. Это поможет ему на некоторое время избежать фрустрации. Также ему может быть полезна поддержка тех, кто его окружает, например, времяпрепровождения с друзьями позволит снять напряжение. Когда ребенок успокоится, вы можете помочь ему справиться с источником фрустрации и развить эмоциональную гибкость;
  • избегайте безвыходных ситуаций. Не заставляйте себя продолжать разговор, когда ребенок начинает сердиться и вы не достигаете взаимопонимания. Никто не может мыслить адекватно, когда чувствует негативные эмоции. Сохраняйте спокойствие и покажите ребенку, что вы понимаете его чувства. Позвольте ему отдохнуть. Если он убегает из комнаты, не преследуйте - дайте ему немного пространства;
  • не принимайте все на свой счет. Ребенок может говорить вам неприятные вещи. Помните, что он не думает о последствиях своих слов. Его реакция основана на эмоциях, а не на рациональном мышлении. Покажите ему пример спокойного поведения, чтобы он увидел, что не обязательно гневаться, если кто-то начинает с вами спорить.

Чтобы помочь «взрывному» ребенку, нужно помнить о таких важных вещах:

  1. Последствия для таких детей приносят больше вреда, чем пользы.
  2. Лучший способ помочь ребенку вернуть контроль над эмоциями - показывать пример самоконтроля до тех пор, пока ребенок не научится делать это самостоятельно.
  3. Самый эффективный способ научить ребенка распознавать обострения эмоций - показывать положительный пример и объяснять, как вы узнаете ранние признаки обострения.
  4. Подсказки - ненавязчивый способ научить ребенка понимать свои эмоции, когда он не способен делать это самостоятельно. Предложите ему несколько способов избежать фрустрации, пока он не сможет найти положительный способ справиться с проблемой. Помогайте ребенку использовать данные стратегии, когда он спокоен, - тогда они могут стать привычкой. Ребенок сможет легко их применять, когда почувствует обострение эмоций.
17.01.2018
ru vk facebook
Мы расширяемся! И открываем набор детей в нашу школу с 2-го по 10-й класс. Присоединяйтесь к нашей школьной семье.